$WDAY$, 11.10.2024, 13:18

Phare de l"amour

Категории раздела
Полезные статьи. [17]
Статьи разных авторов о воспитании детей. Поскольку категория названа полезной, в ней и содержится полезная, на взгляд автора сайта, информация. Сюда попали самые интересные и важные материалы, которые могут пригодиться в трудоёмком родительском деле:)
Семейные традиции. [7]
В этой категории размещены статьи разных авторов, в которых можно, узнать о том, что такое семейные традиции в России и познакомиться с некоторыми из них, как таковыми.

Презентации, книги, статьи

Главная » Файлы » Статьи. » Полезные статьи.

Как понимать агрессивность
18.07.2010, 22:46
Амбивалентность, то есть одновременные любовь и гнев или даже ненависть, испытываемые к близкому человеку, характерна для взаимоотношений, наиболее значимых для нас: между родителями и детьми, братьями и сестрами, возлюбленными, супругами. Это один из главных источников трудностей в близких взаимоотношениях. Что понимать под словом "агрессия". Поскольку не существует общепринятого определения, агрессивным называют разные типы поведения. Например, враждебность, безусловно, форма агрессии, которая чревата неприятностями и для самого агрессора, и для его окружения. С другой стороны, упорство — тоже форма агрессии, но без него трудно чего-нибудь добиться, достичь цели. Агрессивность проявляется в различных формах у любого ребенка, даже очень маленького. Все формы (и типы поведения) агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей. Недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Недеструктивная агрессия вызывается врожденными механизмами, адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижения цели. Другая форма — враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Враждебная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии, не проявляется сразу после рождения. Однако ее механизм существует с самого начала жизни ребенка. Враждебная деструктивность вызывается сильными неприятными переживаниями (чрезмерная боль или дистресс). Учёные пришли к выводу, что должен существовать некий пусковой механизм для реакций ярости. Таким пусковым механизмом является переживание чрезмерной боли или дистресса. Как уже говорилось, реакция ярости у ребенка возникает в результате дискомфорта. Понимание смысла агрессивности ребенка (как способа самореализации или разрушительной враждебности и ненависти) проясняет возможность ответа на вопрос: "Что мне делать, если я замечу, что мой ребенок бьет другого ребенка?" Важно понимать каким целям служит агрессивность. Одно дело, когда она направлена на источник боли и дистресса. Для этого враждебность, ненависть и ярость, по сути, предназначены. Следует признать, что некоторый уровень агрессивности необходим. Даже в лучших обществах и в лучших семьях при воспитании ребенка необходимы ограничения в удовлетворении всех его потребностей, а следовательно, ребенок не может нормально развиваться без того, чтобы периодически не испытывать разочарования. Другими словами, родители неизбежно будут сталкиваться с враждебностью своих детей, даже если они воспитывают их с любовью и делают все, чтобы помогать их нормальному развитию. Общение с ребенком облегчается, если уровень враждебности низкий. Но в принципе проявления враждебности неизбежны. Можно снизить частоту и силу возникновения враждебности до определенного уровня и таким образом защитить детей от переживания чрезмерной враждебности. Это именно тот случай, когда мы действительно можем им помочь. Ключевое понятие - чрезмерное неудовольствие. Переживание неудовольствия вообще неизбежно. Однако мягкий опыт неудовольствия побуждают к усилиям, тренировке и адаптации к жизненной ситуации. У детей, например, именно тогда проявляются врожденные адаптивные механизмы, когда они испытывают дискомфорт. Младенцы справляются с незначительным дискомфортом тем, что засовывают большие пальцы рук себе в рот. Делая это, они как бы успокаивают сами себя, учатся быть независимыми. Только когда неудовольствие становится чрезмерным, оно наносит ущерб индивидууму. Порог раздражимости и переносимости боли у всех разный. Опыт работы с родителями и детьми показывает, что конструктивное вмешательство в жизнь ребенка снижает степень проявления его враждебности. Удалось выделить несколько типов взаимодействий между родителями и детьми, при которых чаще всего враждебность возникает и мобилизуется. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживаний чрезмерного неудовольствия. Осознание потребности ребенка в активности (и, соответственно, разрешение ее), достаточной и приемлемой самостоятельности в исследовательской и познавательной деятельности. Конструктивное определение пределов разрешенного. Обучение ребенка выражению и разряжению враждебности в нормальных, приемлемых формах. Управление реакциями агрессивности у ребенка с целью его психологического развития. Помощь ребенку при переживаниях им болезненных чувств тревоги и депрессии. Гармонизация отношений родителей и детей. В дальнейшем изложении мы постараемся раскрыть динамику агрессии в каждом из конкретных типов взаимодействия и предложим методы формирования стереотипов родительского вмешательства, которые способствуют психологическому развитию ребенка. Предотвращение переживаний чрезмерного неудовольствия
Пример. Мама не обращала внимания на издаваемые трехмесячной Кати звуки, выдававшие ее возбужденное состояние, до тех пор, пока они не сменились плачем. Жалобный плач становился все громче и громче, по мере того как мать приготавливала все необходимое для кормления ребенка. Когда реакция Кати достигла более высокого уровня, она начала плакать сердито. Если бы мама не отозвалась на ее нужды в этот момент, Катя, вероятно, пережила бы чрезмерное неудовольствие. В чем же состоит помощь родителей в предотвращении переживаний детьми чрезмерного неудовольствия и снижении частоты их возникновения? Мы хотим дать родителям несколько рекомендаций, поскольку подобные переживания не всегда легко предотвращаются. Прежде всего, необходимо научиться снижать интенсивность, длительность переживаний и ограничить их последствия. Чрезмерное неудовольствие есть источник возникновения всех форм враждебности. Таким образом, предотвращение и смягчение их оказывается прямым путем предотвращения и смягчения враждебности в поведении ребенка. Можно ли научиться распознавать зачатки агрессивности в поведении ребенка и, каким образом они отражаются на его чувствах? Следует помнить, что речь идет о предотвращении чрезмерного неудовольствия, а не неудовольствия как такового. Неудовольствие в скромных дозах побуждает ребенка к адаптации, создает условия для здорового развития и приобретения навыков. Однако у маленьких детей возможности избегать неудовольствие ограничены. Если агрессивность является адаптивной, если она помогает успокоиться ребенку, то с ней надо считаться. Надо позволять ребенку сердиться, даже злиться, а временами и ненавидеть. Родителям следует различать простое неудовольствие ребенка и чрезмерное неудовольствие, которое препятствует его нормальному развитию. И это то, чего необходимо избегать. Значительно проще предотвратить деструктивное поведение, чем потом бороться с враждебностью ребенка, когда она стала чертой характера. Проявления чувства чрезмерного неудовольствия
Чтобы предотвратить или снизить переживания чрезмерного неудовольствия, родители должны знать, в какой форме проявляются такие переживания, и что при этом чувствует их ребенок. Реакции детей индивидуальны, у каждого ребенка существует свой порог восприятия неприятных ощущений. Эти различия обусловлены природой. Ещё, восприятие может меняться с возрастом, состоянием здоровья, даже от утра к вечеру. И у нас с вами бывает так, что мы расстраиваемся, не осознавая причин для этого. Порог раздражительности, как и болевой порог, очень изменчив и потому вынуждает родителей терпеливо искать причину чрезмерного неудовольствия ребенка и быть внимательными к его поведению в разных ситуациях. Не так-то легко научиться отличать адаптивные конструктивные переживания, от неконструктивных, от злости и враждебности в крайних формах. Здесь важно доверять собственным чувствам и оценкам. Во-первых, естественной реакцией родителей является сочувствие своему ребенку. Эмпатия способствует его здоровому развитию. Чаще спрашивайте себя: "Что мой ребенок чувствует в данный момент?" Чем чаще задается этот вопрос, тем яснее становятся причины беспокойства, плача, неудовольствия ребенка. Родители могут быть не в настроении, расстроены, рассержены на ребенка или вообще не склонны задаваться такими вопросами. И, тем не менее, попытки понять, распознать проявления чрезмерного неудовольствия у ребенка успешно могут разрешиться именно через ответ на этот вопрос. Сколько бы мы ни повторяли, что эмпатия (способность сопереживать, настраиваться на чувства другого человека) является необходимой для нормального воспитания детей, эти повторения никогда не будут излишними. По выражению лица ребенка, его движениям и позам нетрудно угадать, какие чувства он испытывает. Что могли бы вы сами выразить подобными звуками, такой мимикой или движениями? Попытки представить себе это помогают понять чувства вашего ребенка. Но если вы и теперь озадачены, представьте себе, что вы испуганы, испытываете боль, гнев — какими средствами вы могли бы передать свои ощущения? Одним из основных препятствий к эффективной эмпатии является неверие многих родителей в то, что испытываемые ребенком в какой-то определенный момент боль или дистресс могут запомниться и эмоционально повлиять на его здоровое развитие. И хотя забота об эмоциональном здоровье ребенка должна начинаться с рождения и даже несколько раньше, родителям не стоит бояться допущенных ошибок в воспитании детей. По большей части ошибки могут быть исправлены, а полученные травмы смягчены и вылечены. Несколько предостережений: мы не рекомендуем родителям вовсе не допускать любой боли, любого дискомфорта или дистресса. В умеренных дозах — это благотворное средство адаптации, стимуляции самостоятельности ребенка. Родителям стоит вмешиваться только тогда, когда ребенок доступными ему способами сообщает, что имеющееся переживание становится трудно переносить. Повторим снова: следует принимать во внимание свои инстинктивные чувства и доверять им — именно об этом говорят: "Нутром чую". Родителям всегда хватает работы. И возникают ситуации, когда невозможно немедленно ответить на обращение ребенка. Например, занятая на кухне или поглощенная интеллектуальными занятиями мать физически не может немедленно переключить внимание на ребенка. Но эмоциональная готовность подскажет, что ей достаточно одного слова, которое дало бы ребенку понять, что его услышали, одного взгляда или жеста, чтобы ребенок почувствовал, что его сигнал дошел по назначению. Маленькие дети уже способны ждать, и их на какое-то время можно успокоить голосом, взглядом или другим способом реагирования. По возможности отклик на подаваемый ребенком сигнал должен быть немедленным. Но это не означает, чтобы родители, оставив все дела, опрометью бросались к ребенку, услышав его жалобу. Оценка и здравый смысл — вот на что здесь надо полагаться. Когда ребенок нуждается в комфорте, позитивный отклик необходим. Дети не просят о комфорте, когда они в нем не нуждаются. Необходимо приобретать навыки преодоления ситуаций, в которых человек чувствует себя беспомощным. Беседуя с ребенком о случившемся, мы объясняем ему причины травмировавшего его события, вскрываем источник боли. И если такое событие происходит и ребенок переживает его особенно болезненно, полезно найти возможность обсудить происшедшее, его причины, мотивы поведения, чувства ребенка в трудный момент. Весьма полезным будет разговор о том, как ребенок может защитить себя от повторения неприятных переживаний, чтобы ребенок понял, что подобные болезненные переживания можно облегчить, поговорив о них. Разговор с ребенком также предотвращает рост враждебности. Пример. По пути домой от соседей, у которых они были в гостях, мать говорит двухлетнему Тиме: "Как грустно, что Ваня не дал тебе поиграть с новым грузовиком. Но ты же знаешь, что машину ему только что подарили. Может быть, в следующий раз он разрешит тебе поиграть с ней". Расстроенный Тима слушает объяснения матери и перестает жаловаться на плохого Ваню. Мать смягчает неприятные впечатления сына, позволяя ему выразить их своей приязненной манерой разговора, находя понятные для мальчика объяснения, почему Ваня в этот раз никак не мог позволить Тиме играть с грузовиком. Очень полезно поощрять детей выражать свои чувства, впечатления, жаловаться (если этим не злоупотреблять). В таких случаях ребенок самостоятельно включается в обсуждение волнующего его вопроса, учится справляться с болезненными переживаниями. Обычно нужда в обсуждении возникает после безуспешной попытки самому понять случившееся. Проговаривание помогает ребенку смягчить причиненную ему боль, научить его справляться с подобными явлениями в будущем. Такие обсуждения вселяют в ребенка уверенность, что он в силах преодолеть болезненные, затруднительные ситуации, бросающие ему вызов. Заметим, что неразрешенные реакции на болезненные события не проходят бесследно, они остаются в психике ребенка, продолжают влиять на его эмоциональное развитие. Подчеркнем, что для благополучия ребенка родители должны быть защитой ребенка, ограждать его от переживаний чрезмерного неудовольствия. И в то же время, не всякие неприятные переживания надо предотвращать. Они необходимы как адаптивные и познавательные средства. Пример. Понаблюдаем за полуторамесячной Жанной, которая пытается дотянуться до игрушки, находящейся от нее чуть дальше вытянутой руки. Она напрягается изо всех сил, не отрывает от игрушки взгляда, и, повинуясь инстинктивной потребности, бросает свое тельце вперед, вытягивает ручку, насколько может, и, наконец, захватывает добычу, сует ее себе в рот. Ее беспокойная настойчивость в достижении цели, заставлявшая девочку совершать новые попытки достать игрушку, увенчалась успехом. Представьте теперь десятилетнего мальчика, который старается научиться ловить мяч, подбрасывая его вверх, или четырнадцатилетнего подростка, пытающегося решить задачу по алгебре. То неудовольствие, которое они испытывают, если их попытки не сразу приводят к успеху, неприятное чувство неудачи побуждают их снова и снова преодолевать препятствия. Для оптимального эмоционального развития необходимы моменты неудовлетворенности, необходимы трудности на пути к цели. Родителям не стоит ни бояться этих моментов, ни специально их создавать, чтобы не ожесточить детей. Жизнь — не сплошной триумф. Кроме того, дети прекрасно чувствуют, когда им создают трудности намеренно. В таком случае подрывается доверие к родителям: если препятствие запланировано, ребенок вряд ли обратится к ним за помощью, скорее, он разозлится и обидится на близкого человека. Но и излишняя опека со стороны родителей, стремление, во что бы то ни стало защитить детей от любых трудностей, неприятностей или разочарований — не лучший способ помогать справиться с неудачами. Мы уже говорили, что переживания чрезмерного неудовольствия способствуют психологическому развитию ребенка. Неприятные переживания повышают потребность ребенка в успокоении, в доказательствах любви к нему, заботы о нем. И попытки родителей облегчить страдания никогда не проходят незамеченными, даже если именно их действия (или восприятие этих действий ребенком) являются источником его чрезмерного неудовольствия. Родители знают, если ребенок поранился, он непременно побежит за помощью к маме. И порой поцелуй ушибленного места оказывается вполне достаточным лекарством. Материнская нежность и любовная забота, как известно родителям и воспитателям с начала мира, обладают удивительной способностью обезболивать и даже лечить. Чем меньше переживаний чрезмерного неудовольствия придется испытать ребенку, чем эффективнее будет борьба - предотвращение, смягчение, краткость и т.д. - с ними, тем меньше чувства враждебности будет мобилизовано в ребенке.

Потребность ребенка в автономии.
Мальчик, которому было немногим меньше двух лет бесконечно получал замечания и одергивания матери. Он трогал то пепельницу, то безделушки, то радиоприемник. Мать была очень рассержена этой его суетой, постоянно ходила следом за ним из комнаты в кухню, оттаскивала его то от одной вещи, то от другой, ругала. Недовольство ребенка нарастало, он рассердился, надулся, и вскоре у всех на глазах разыгралась весьма неприятная "битва" по принципу "кто кого". В большей или меньшей степени каждому родителю, у которого есть полуторагодовалый ребенок, приходится сталкиваться с подобной ситуацией. Родители должны сознавать, что развитие самостоятельности у ребенка требует большого напряжения внутренних сил. В это время ребенок особенно нуждается в руководстве процессом развития, так как неудачный опыт развития самостоятельности часто становится источником повышенной враждебности. Исходящая изнутри потребность действовать самостоятельно и по собственному усмотрению является врожденной и иногда может натолкнуть ребенка на совершение поступков, которые он сам не хотел бы совершать. Именно это побуждающее давление внутренних сил должно быть хорошо организовано. Имеется в виду такой стиль руководства, который направит развитие ребенка в нужное русло — к конструктивному самоутверждению, не позволяя при этом развиться нежелательной враждебности. Для этого, необходимо понимать и уважать потребность ребенка в соответствующей возрасту самостоятельности, в исследовании окружающего мира, не забывая при этом об ограничениях и помощи ребенку в конструктивном овладении побуждающим давлением изнутри. Специальная организация домашнего пространства, создание безопасной атмосферы дома позволят избежать ненужного разрушения потребностей ребенка в исследовании окружающих предметов. Нужно избегать установления строгих ограничений, бессмысленных конфликтов, причины возникновения враждебности. Всегда надо помнить, что ребенок нуждается в руководстве, внимании к нему и в то же время самостоятельности, нуждается в возможности действовать независимо, по своему усмотрению. Рано или поздно родителям удается найти ту меру самостоятельности ребенка, которая позволяет ему свободно исследовать окружающий мир, учиться и приобретать навыки без ущерба для его безопасности. Любая мать ребенка от одного до двух лет вынуждена часто вмешиваться в его действия, поскольку его исследовательская активность оказывается небезопасной как для него самого, так и для окружающих предметов. Здесь родительское вмешательство необходимо для защиты и благополучия ребенка, а также и его социализации. К полугоду жизни ребенка родители начинают сталкиваться с реакцией раздражения и гнева при попытках вмешаться в исследовательскую активность ребенка. Чем чаще происходят такие вмешательства, тем выше уровень раздражения и гнева. А частое вмешательство, противоположное потребности к исследованию и самостоятельности в первые годы жизни, вызывает чувство чрезмерного неудовольствия, результатом которого оказывается враждебность к тому, кто слишком часто вмешивается. Еще раз напомним о степени вмешательства: чрезмерное разрушение потребности в самостоятельности может существенно ограничить потребность учиться, узнавать новое и повлиять на развитие интеллекта. Таким образом, родителям очень важно создать для ребенка такую среду, которая позволила бы ему действовать самостоятельно. Об источниках активности
Несколько факторов определяют тип активности, наблюдаемый у мальчика, о котором мы рассказывали в начале главы. На этот счет существует ряд точек зрения. Примерно с середины первого года жизни в любом нормальном ребенке ощущается заметный приток энергии, который побуждает его к движению (ползание, ходьба); растет его интерес и любопытство к окружающему миру, потребность его изучения; заметно увеличивается активность в достижении самостоятельности. Предположение: в этот период происходит ускоренное созревание ребенка, что выливается в возрастание уровня агрессивности, окрашивающей описанное ранее поведение. Эта агрессивность не является деструктивной, она очень важна для развития личности и способности к адаптации в среде. Она питается стремлением к самостоятельности, развитию индивидуальности. Более того, она играет важную роль в приобретении информации о себе самом, своем "я" и окружении, а также в развитии навыков и установлении необходимого уровня адаптации. Главные побуждающие силы подобного поведения и стремления к самостоятельности являются одновременно и биологическими, и психологическими. Ребенок в той же степени является жертвой давления внутренних сил, в какой и объекты, которые он исследует и может повредить. В приведенном примере мать попросту не знала о том, что поведением ребенка управляет врожденное напряжение, которое он еще не научился контролировать. В иные моменты кажется, что кто-то "включает" детей и они действуют как заведенные. Родители, думая, что ребенок осознает свои действия, способен их контролировать, обычно считают, что ребенок их сознательно провоцирует. Конечно, в определенном возрасте поведение ребенка становится осознанным, и многие дети становятся преднамеренно агрессивными. Но родители должны знать, что ребенком движет разряжающая энергия, которую в два первых года жизни ребенок очень мало может контролировать. Мы не раз наблюдали смущение детей, когда эта бесконтрольная внутренняя сила толкала их к тому или иному предмету, к опасным поступкам. Пример. Мальчика в возрасте одного года и двух месяцев сильно привлекала лампа, которую он, исследуя, уронил. Его интерес и любопытство немедленно сменились удивлением и страхом, когда лампа с грохотом упала. И хотя она не разбилась, ребенок в испуге заплакал. Или полуторагодовалый исследователь, отхлебнувший из чашки горячий кофе прежде, чем мать смогла ему помешать. Он испытал настоящий шок от контакта с горячим. Иногда страх перед недовольством родителей уступает страху от неожиданного результата, когда ребенок внезапно теряет контроль и причиняет неприятность окружающим.
Категория: Полезные статьи. | Добавил: Elenka
Просмотров: 563 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: