Развитие социально-эмоциональной сферы. Социально-адаптивная функции.
Данный параметр характеризует в первую очередь адекватность взаимодействия ребёнка с детьми и взрослыми. Отклонения по этому параметру означают возможность нарушения в коммуникативной сфере, трудности адаптации, личностные особенности ребёнка. Развитие эмоций.
Показывает наличие у ребёнка характерных возрасту эмоциональных состояний и их адекватность. Отклонения по данному параметру могут быть следствием нарушения стиля взаимодействия взрослого и ребёнка, а также следствием некоторых заболеваний.
Развитие самосознания. Определяет возможность нарушений в социально-личностном развитии ребёнка, связанных с недостаточным развитием осознания себя как отдельной личности.
Самоконтроль. Отрицательная оценка показывает наличие трудностей в развитии ребёнка, связанных с контролем над его физиологическими потребностями и формирования волевых качеств.
Моторное развитие. Общая моторика. Показывает уровень развития двигательных умений ребёнка, его физических качеств, таких как ловкость, выносливость, быстрота и т.д.
Координация общих движений.
Показывает состояние координации общих движений у ребёнка.
Зрительно-моторная координация.
Показывает состояние зрительных реакций и насколько развита координация движений руки под контролем зрения. Один из важнейших параметров. Отставание по нему может говорить о нарушении зрения, или недостаточного развития движений руки или недостаточной тренировки координации «глаз-рука». При отставании по данному параметру рекомендуется посетить консультацию окулиста.
Тонкая моторная координация. Показывает насколько развиты движения пальцев рук и тактильная чувствительность.
Умственное развитие. Восприятие и познавательная активность. Этот параметр выявляется только в раннем возрасте. Он параметр показывает уровень развития ориентировочных реакций на зрительные, слуховые, тактильные и другие раздражители, на базе которых ребёнок знакомится с предметами и их свойствами, развивается исследовательский интерес и формируются разные приёмы знакомства с окружающим миром (подражание, разглядывание, прислушивание и т.д.).
Представления о форме предметов. Форма, цвет, величина – это основные свойства предметов, с которыми ребёнок знакомится в начале своей жизни, и различение которых необходимы для развития восприятия и мышления ребёнка. Этот параметр показывает умение ребёнка выделять предметы определённой формы, группировать по форме, подбирать предметы, подходящие друг другу по форме (позже, после 5 лет, этот параметр становится частью параметра «Развитие математических представлений»). Представление о величине предметов. Показывает умение ребёнка соотносить предметы и их части по размеру, выстраивать размерные ряды, выделять разные измерения у предметов (длину, высоту, ширину и др.) и пользоваться этими знаниями во время действий с предметами.
Представление о цвете предметов. Цветовосприятие играет важную роль в развитии точности восприятия. Этот параметр показывает, умеет ли ребёнок ориентироваться на цвет предметов при выполнении различных действий с ними. Показывает наличие знаний об основных цветах и оттенках.
5.Восприятие. Восприятие – это первая ступенька в познании действительности. Оно даёт нам знание об отдельных конкретных предметах, о внешних отношениях, существующих между ними. Восприятие всегда связано с мышлением, памятью, вниманием. После пяти лет этот параметр выделяется отдельно и показывает умение ребёнка объединять информацию в единый образ, полученную через ощущения на основе предыдущего опыта.
Внимание. Показывает умение ребёнка сосредотачивать на одном или нескольких объектах. Отдельные задания направлены на выявление особенностей внимания (концентрации, объёма, распределения и переключаемости).
Память. Объём информации, который необходимо запоминать детям, достаточно велик. Показывает уровень развития памяти.
Мышление. Человек не только непосредственно воспринимает окружающий мир, в том числе закономерные, существенные связи между объектами и явлениями, но и развивает свои возможности оперировать отношениями между ними. Параметр «Мышление» характеризует умение ребёнка устанавливать эти связи и оперировать ими. Исследования показывают, что невыполнение словесных заданий часто связано с педагогической запущенностью в развитии ребёнка, а трудности в выполнении несловесных заданий могут быть связаны с более серьёзным (органическими нарушениями).
7 а. Вербальное мышление. Показывает умение пользоваться понятиями, словами, выполнять задания, связанные с использованием знаний.
7б. Невербальное мышление. Показывает умение ребёнка пользоваться формами, выполнять задания, связанные с образными представлениями, показывает умение использовать их. Понимание отношений «часть-целое». Эти отношения лежать в основе двух взаимообратных операций: «Анализ» - расчленение целого на части. Анализ как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом и является одной из основных операций, из которых слагается реальный процесс мышления. «Синтез» - необходимый этап познания, процесс практического или мыслительного воссоединения целого из частей. Этот параметр показывает уровень развития умений ребёнка разделять целое на части (определять из каких фигур состоит постройка, выделять звуки в словах и т.п.) Понимание пространственных отношений. Этот параметр показывает умение ребёнка выделять предмет из окружающей обстановки на основе его пространственного положения относительно других предметов, размещать предметы ( в том числе части одного предмета), опираясь на знания об их положении в пространстве друг относительно друга. Эти отношения также являются основой операций анализа и синтеза.
Понимание отношений «сходство-различие». Лежит в основе мыслительных операций «сравнение». Этот параметр показывает умение ребёнка устанавливать сходства и различия предметов по несущественным или существенным признакам.
Понимание отношения «общее-частное». На этом отношении строится мыслительная операция «обобщение». Этот параметр показывает умение ребёнка объединять в группы предметы и явления, имеющие те или иные общие свойства.
Понимание причинно-следственных связей. Этот параметр показывает умение ребёнка устанавливать причину того или иного явления, действия, определять возможное следствие тех или иных действий и располагать их в соответствующем порядке.
Объём знаний. Этот параметр является необходимой характеристикой мышления, так как показывает наличие и уровень развития у ребёнка знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Развитие математических представлений. Развитие математических представлений полезно для умственного развития ребёнка и является неотъемлемой частью подготовки к школе. Этот параметр показывает наличие и уровень у ребёнка ЭМП о количестве, числе, счётных операциях, геометрических фигурах, величинах, пространственном положении предметов.
Временные представления. Параметр показывает уровень развития у ребёнка представлений о сезонных явлениях, чередовании времён года (до 3-х лет), месяцев, дней недели, частей недели, суток и режиме дня; а также умение определять время по часам.
Речевое развитие. Слух. Параметр показывает наличие у ребёнка слуховых реакций в той мере, в какой они необходимы для нормального развития речи. Данная оценка является приблизительной и не заменяет мед.диагностики.
Понимание речи. Параметр показывает наличие у ребёнка адекватных реакций на речевое обращение к нему со стороны других людей.
Активная речь. Параметр показывает наличие у ребёнка соответствующих возрасту голосовых реакций, уровень развития его словарного запаса, наличие в употреблении разнообразных грамматических конструкций.
Грамматический строй речи. Характеризует правильность построения грамматических конструкций. Развитие речи. Параметр объединяет и продолжает предыдущие, характеризуя уровень развития речевых навыков у детей старше 4-х лет.
Развитие деятельности. 1. Развитие деятельности. Развитие деятельности ребёнка тесно связано с развитием его психических функций. Данный параметр показывает уровень развития деятельности ребёнка ( действий с предметами, игрой, творческой, учебной, и трудовой деятельности), степень овладения умениями и навыками, необходимыми для разных видов деятельности.
2. Рисование. Рисуя, ребёнок отображает окружающую действительность, поэтому развитие рисунка связано с развитием представлений и знаний ребёнка об окружающем мире. В связи с этим данный параметр показывает ещё и уровень его знаний, воображения. С рисованием связано и развитие зрительно-моторной координации.
3. Конструктивная деятельность. Показывает уровень развития у ребёнка необходимых для этого вида деятельности умений и навыков. Это умение создавать по образцу, чертежу, схеме или самостоятельно (в соответствии с поставленной задачей) конструкций из различных материалов, менять расположение деталей для улучшения качества постройки и т.п. Уровень развития конструктивной деятельности связан с пониманием пространственных отношений, развитием воображения.
Навыки самообслуживания. Показывает уровень развития у ребёнка умений и навыков, необходимых ему для самостоятельных действий (одевания, еды, мытья, и т.п.) Показывает уровень физического развития, и косвенно показывает уровень умственного развития. Отставание по этому параметру может говорить о проблемах в развитии моторики (крупной и мелкой), и об упущениях в воспитании.
Культурно-гигиенические навыки. Показывает наличие и уровень усвоения ребёнком норм поведения. Низкий уровень развития по этому параметру при отсутствии проблем в психическом развитии, не оказывает особого влияния на общее развитие ребёнка. Но из-за этого у него могут возникать определённые социальные трудности. Поэтому своевременное обращение внимания на развитие культурно-гигиенических навыков имеет значение для нормального развития ребёнка. У детей, имеющих психические отклонения этот параметр не показателен и является следствием общего отставания в развитии.
|